ПОСТРОЕНИЕ ИДЕАЛЬНЫХ КВАДРАТОВ 15-ого ПОРЯДКА
С ПОМОЩЬЮ ДВУХ ЛАТИНСКИХ КВАДРАТОВ
Часть II
В предыдущей части статьи были построены идеальные квадраты с новой формой начальной цепочки. Эта группа квадратов получена по четвёртой схеме составления латинских квадратов, с помощью которых строятся идеальные квадраты. Квадратов получилось всего 4.
Напомню, что второй латинский квадрат в этой схеме получается из первого отражением относительно горизонтальной оси симметрии.
Далее проведён такой эксперимент: первый латинский квадрат составляется точно так же, а второй латинский квадрат получается из первого поворотом на 90 градусов против часовой стрелки. И получено ещё 4 оригинальных идеальных квадрата с такой же формой начальной цепочки, то есть с такими же шагами качания качелей (3+10). Эти квадраты вы видите на рис. 1-4. Продолжаю нумерацию новых идеальных квадратов.
Новый идеальный квадрат № 5
4 |
159 |
63 |
215 |
167 |
203 |
44 |
86 |
103 |
112 |
132 |
136 |
190 |
21 |
60 |
137 |
188 |
29 |
56 |
13 |
157 |
72 |
211 |
175 |
201 |
45 |
79 |
99 |
108 |
125 |
88 |
97 |
117 |
121 |
145 |
186 |
30 |
49 |
9 |
153 |
65 |
212 |
173 |
209 |
41 |
220 |
171 |
210 |
34 |
84 |
93 |
110 |
122 |
143 |
194 |
26 |
58 |
7 |
162 |
61 |
54 |
3 |
155 |
62 |
218 |
179 |
206 |
43 |
82 |
102 |
106 |
130 |
141 |
195 |
19 |
128 |
149 |
191 |
28 |
52 |
12 |
151 |
70 |
216 |
180 |
199 |
39 |
78 |
95 |
107 |
37 |
87 |
91 |
115 |
126 |
150 |
184 |
24 |
48 |
5 |
152 |
68 |
224 |
176 |
208 |
66 |
225 |
169 |
204 |
33 |
80 |
92 |
113 |
134 |
146 |
193 |
22 |
57 |
1 |
160 |
18 |
50 |
2 |
158 |
74 |
221 |
178 |
202 |
42 |
76 |
100 |
111 |
135 |
139 |
189 |
119 |
131 |
148 |
187 |
27 |
46 |
10 |
156 |
75 |
214 |
174 |
198 |
35 |
77 |
98 |
207 |
31 |
85 |
96 |
120 |
124 |
144 |
183 |
20 |
47 |
8 |
164 |
71 |
223 |
172 |
165 |
64 |
219 |
168 |
200 |
32 |
83 |
104 |
116 |
133 |
142 |
192 |
16 |
55 |
6 |
185 |
17 |
53 |
14 |
161 |
73 |
217 |
177 |
196 |
40 |
81 |
105 |
109 |
129 |
138 |
101 |
118 |
127 |
147 |
181 |
25 |
51 |
15 |
154 |
69 |
213 |
170 |
197 |
38 |
89 |
166 |
205 |
36 |
90 |
94 |
114 |
123 |
140 |
182 |
23 |
59 |
11 |
163 |
67 |
222 |
Рис. 1
Новый идеальный квадрат № 6
12 |
149 |
78 |
216 |
52 |
128 |
39 |
70 |
28 |
107 |
199 |
151 |
191 |
95 |
180 |
157 |
188 |
99 |
175 |
13 |
137 |
79 |
211 |
56 |
125 |
45 |
72 |
29 |
108 |
201 |
73 |
17 |
109 |
196 |
161 |
185 |
105 |
177 |
14 |
138 |
81 |
217 |
53 |
129 |
40 |
221 |
50 |
135 |
42 |
74 |
18 |
111 |
202 |
158 |
189 |
100 |
178 |
2 |
139 |
76 |
179 |
3 |
141 |
82 |
218 |
54 |
130 |
43 |
62 |
19 |
106 |
206 |
155 |
195 |
102 |
203 |
159 |
190 |
103 |
167 |
4 |
136 |
86 |
215 |
60 |
132 |
44 |
63 |
21 |
112 |
32 |
64 |
16 |
116 |
200 |
165 |
192 |
104 |
168 |
6 |
142 |
83 |
219 |
55 |
133 |
80 |
225 |
57 |
134 |
33 |
66 |
22 |
113 |
204 |
160 |
193 |
92 |
169 |
1 |
146 |
93 |
171 |
7 |
143 |
84 |
220 |
58 |
122 |
34 |
61 |
26 |
110 |
210 |
162 |
194 |
114 |
205 |
163 |
182 |
94 |
166 |
11 |
140 |
90 |
222 |
59 |
123 |
36 |
67 |
23 |
124 |
31 |
71 |
20 |
120 |
207 |
164 |
183 |
96 |
172 |
8 |
144 |
85 |
223 |
47 |
150 |
87 |
224 |
48 |
126 |
37 |
68 |
24 |
115 |
208 |
152 |
184 |
91 |
176 |
5 |
186 |
97 |
173 |
9 |
145 |
88 |
212 |
49 |
121 |
41 |
65 |
30 |
117 |
209 |
153 |
25 |
118 |
197 |
154 |
181 |
101 |
170 |
15 |
147 |
89 |
213 |
51 |
127 |
38 |
69 |
46 |
131 |
35 |
75 |
27 |
119 |
198 |
156 |
187 |
98 |
174 |
10 |
148 |
77 |
214 |
Рис. 2
Новый идеальный квадрат № 7
4 |
84 |
148 |
220 |
167 |
203 |
194 |
156 |
93 |
112 |
132 |
61 |
35 |
26 |
60 |
62 |
38 |
29 |
51 |
3 |
82 |
147 |
211 |
170 |
206 |
195 |
154 |
99 |
118 |
130 |
153 |
97 |
117 |
121 |
65 |
41 |
30 |
49 |
9 |
88 |
145 |
212 |
173 |
209 |
186 |
215 |
176 |
210 |
184 |
159 |
103 |
115 |
122 |
68 |
44 |
21 |
48 |
7 |
87 |
136 |
54 |
13 |
85 |
137 |
218 |
179 |
201 |
183 |
157 |
102 |
106 |
125 |
71 |
45 |
19 |
128 |
74 |
36 |
18 |
52 |
12 |
76 |
140 |
221 |
180 |
199 |
189 |
163 |
100 |
107 |
187 |
162 |
91 |
110 |
131 |
75 |
34 |
24 |
58 |
10 |
77 |
143 |
224 |
171 |
198 |
146 |
225 |
169 |
204 |
193 |
160 |
92 |
113 |
134 |
66 |
33 |
22 |
57 |
1 |
80 |
28 |
55 |
2 |
83 |
149 |
216 |
168 |
202 |
192 |
151 |
95 |
116 |
135 |
64 |
39 |
119 |
126 |
63 |
37 |
27 |
46 |
5 |
86 |
150 |
214 |
174 |
208 |
190 |
152 |
98 |
207 |
181 |
155 |
101 |
120 |
124 |
69 |
43 |
25 |
47 |
8 |
89 |
141 |
213 |
172 |
90 |
139 |
219 |
178 |
205 |
182 |
158 |
104 |
111 |
123 |
67 |
42 |
16 |
50 |
11 |
40 |
17 |
53 |
14 |
81 |
138 |
217 |
177 |
196 |
185 |
161 |
105 |
109 |
129 |
73 |
96 |
108 |
127 |
72 |
31 |
20 |
56 |
15 |
79 |
144 |
223 |
175 |
197 |
188 |
164 |
166 |
200 |
191 |
165 |
94 |
114 |
133 |
70 |
32 |
23 |
59 |
6 |
78 |
142 |
222 |
Рис. 3
Новый идеальный квадрат № 8
12 |
74 |
163 |
221 |
52 |
128 |
189 |
140 |
18 |
107 |
199 |
76 |
36 |
100 |
180 |
82 |
38 |
99 |
170 |
3 |
62 |
154 |
211 |
51 |
130 |
195 |
147 |
29 |
118 |
206 |
138 |
17 |
109 |
196 |
81 |
40 |
105 |
177 |
14 |
73 |
161 |
217 |
53 |
129 |
185 |
216 |
55 |
135 |
192 |
149 |
28 |
116 |
202 |
83 |
39 |
95 |
168 |
2 |
64 |
151 |
179 |
13 |
71 |
157 |
218 |
54 |
125 |
183 |
137 |
19 |
106 |
201 |
85 |
45 |
102 |
203 |
84 |
35 |
93 |
167 |
4 |
61 |
156 |
220 |
60 |
132 |
194 |
148 |
26 |
112 |
182 |
139 |
16 |
111 |
205 |
90 |
42 |
104 |
178 |
11 |
67 |
158 |
219 |
50 |
123 |
160 |
225 |
57 |
134 |
193 |
146 |
22 |
113 |
204 |
80 |
33 |
92 |
169 |
1 |
66 |
103 |
176 |
7 |
68 |
159 |
215 |
48 |
122 |
184 |
136 |
21 |
115 |
210 |
87 |
44 |
114 |
200 |
78 |
32 |
94 |
166 |
6 |
70 |
165 |
222 |
59 |
133 |
191 |
142 |
23 |
124 |
181 |
141 |
25 |
120 |
207 |
89 |
43 |
101 |
172 |
8 |
69 |
155 |
213 |
47 |
75 |
162 |
224 |
58 |
131 |
187 |
143 |
24 |
110 |
198 |
77 |
34 |
91 |
171 |
10 |
41 |
97 |
173 |
9 |
65 |
153 |
212 |
49 |
121 |
186 |
145 |
30 |
117 |
209 |
88 |
20 |
108 |
197 |
79 |
31 |
96 |
175 |
15 |
72 |
164 |
223 |
56 |
127 |
188 |
144 |
46 |
126 |
190 |
150 |
27 |
119 |
208 |
86 |
37 |
98 |
174 |
5 |
63 |
152 |
214 |
Рис. 4
Следует отметить, что я провела ещё два эксперимента: составила второй латинский квадрат путём отражения первого латинского квадрата относительно вертикальной оси симметрии и путём поворота первого латинского квадрата на 90 градусов по часовой стрелке. В этих случаях получились эквивалентные идеальные квадраты. Поэтому не буду их показывать.
Применим к идеальному квадрату с рис. 1 преобразование параллельного переноса на торе. Полученный в результате пандиагональный квадрат вы видите на рис. 5. Очевидно, что в этом пандиагональном квадрате точно такая же форма начальной цепочки, как и в исходном квадрате с рис. 1.
66 |
225 |
169 |
204 |
33 |
80 |
92 |
113 |
134 |
146 |
193 |
22 |
57 |
1 |
160 |
18 |
50 |
2 |
158 |
74 |
221 |
178 |
202 |
42 |
76 |
100 |
111 |
135 |
139 |
189 |
119 |
131 |
148 |
187 |
27 |
46 |
10 |
156 |
75 |
214 |
174 |
198 |
35 |
77 |
98 |
207 |
31 |
85 |
96 |
120 |
124 |
144 |
183 |
20 |
47 |
8 |
164 |
71 |
223 |
172 |
165 |
64 |
219 |
168 |
200 |
32 |
83 |
104 |
116 |
133 |
142 |
192 |
16 |
55 |
6 |
185 |
17 |
53 |
14 |
161 |
73 |
217 |
177 |
196 |
40 |
81 |
105 |
109 |
129 |
138 |
101 |
118 |
127 |
147 |
181 |
25 |
51 |
15 |
154 |
69 |
213 |
170 |
197 |
38 |
89 |
166 |
205 |
36 |
90 |
94 |
114 |
123 |
140 |
182 |
23 |
59 |
11 |
163 |
67 |
222 |
4 |
159 |
63 |
215 |
167 |
203 |
44 |
86 |
103 |
112 |
132 |
136 |
190 |
21 |
60 |
137 |
188 |
29 |
56 |
13 |
157 |
72 |
211 |
175 |
201 |
45 |
79 |
99 |
108 |
125 |
88 |
97 |
117 |
121 |
145 |
186 |
30 |
49 |
9 |
153 |
65 |
212 |
173 |
209 |
41 |
220 |
171 |
210 |
34 |
84 |
93 |
110 |
122 |
143 |
194 |
26 |
58 |
7 |
162 |
61 |
54 |
3 |
155 |
62 |
218 |
179 |
206 |
43 |
82 |
102 |
106 |
130 |
141 |
195 |
19 |
128 |
149 |
191 |
28 |
52 |
12 |
151 |
70 |
216 |
180 |
199 |
39 |
78 |
95 |
107 |
37 |
87 |
91 |
115 |
126 |
150 |
184 |
24 |
48 |
5 |
152 |
68 |
224 |
176 |
208 |
Рис. 5
Чтобы этот пандиагональный квадрат снова стал идеальным, применим к нему преобразование “строки-дтагонали”. Новый оригинальный идеальный квадрат показан на рис. 6.
Новый идеальный квадрат № 9
66 |
182 |
87 |
69 |
191 |
81 |
62 |
192 |
84 |
71 |
186 |
77 |
72 |
189 |
86 |
103 |
225 |
23 |
91 |
213 |
28 |
105 |
218 |
16 |
93 |
223 |
30 |
98 |
211 |
18 |
50 |
112 |
169 |
59 |
115 |
170 |
52 |
109 |
179 |
55 |
110 |
172 |
49 |
119 |
175 |
201 |
2 |
132 |
204 |
11 |
126 |
197 |
12 |
129 |
206 |
6 |
122 |
207 |
9 |
131 |
148 |
45 |
158 |
136 |
33 |
163 |
150 |
38 |
151 |
138 |
43 |
165 |
143 |
31 |
153 |
65 |
187 |
79 |
74 |
190 |
80 |
67 |
184 |
89 |
70 |
185 |
82 |
64 |
194 |
85 |
96 |
212 |
27 |
99 |
221 |
21 |
92 |
222 |
24 |
101 |
216 |
17 |
102 |
219 |
26 |
58 |
120 |
173 |
46 |
108 |
178 |
60 |
113 |
166 |
48 |
118 |
180 |
53 |
106 |
168 |
200 |
7 |
124 |
209 |
10 |
125 |
202 |
4 |
134 |
205 |
5 |
127 |
199 |
14 |
130 |
141 |
32 |
162 |
144 |
41 |
156 |
137 |
42 |
159 |
146 |
36 |
152 |
147 |
39 |
161 |
73 |
195 |
83 |
61 |
183 |
88 |
75 |
188 |
76 |
63 |
193 |
90 |
68 |
181 |
78 |
95 |
217 |
19 |
104 |
220 |
20 |
97 |
214 |
29 |
100 |
215 |
22 |
94 |
224 |
25 |
51 |
107 |
177 |
54 |
116 |
171 |
47 |
117 |
174 |
56 |
111 |
167 |
57 |
114 |
176 |
208 |
15 |
128 |
196 |
3 |
133 |
210 |
8 |
121 |
198 |
13 |
135 |
203 |
1 |
123 |
140 |
37 |
154 |
149 |
40 |
155 |
142 |
34 |
164 |
145 |
35 |
157 |
139 |
44 |
160 |
Рис. 6
В этом идеальном квадрате линейная начальная цепочка! Совершенно новый вид идеального квадрата, который не прогнозировался с точки зрения метода качелей. Понятно, что подобные квадраты можно получить таким же образом из всех 8 идеальных квадратов предыдущей группы.
Интересно посмотреть на первый латинский квадрат, соответствующий этому очень оригинальному квадрату с линейной начальной цепочкой. На рис. 6а вы видите этот первый латинский квадрат.
4 |
12 |
5 |
4 |
12 |
5 |
4 |
12 |
5 |
4 |
12 |
5 |
4 |
12 |
5 |
6 |
14 |
1 |
6 |
14 |
1 |
6 |
14 |
1 |
6 |
14 |
1 |
6 |
14 |
1 |
3 |
7 |
11 |
3 |
7 |
11 |
3 |
7 |
11 |
3 |
7 |
11 |
3 |
7 |
11 |
13 |
0 |
8 |
13 |
0 |
8 |
13 |
0 |
8 |
13 |
0 |
8 |
13 |
0 |
8 |
9 |
2 |
10 |
9 |
2 |
10 |
9 |
2 |
10 |
9 |
2 |
10 |
9 |
2 |
10 |
4 |
12 |
5 |
4 |
12 |
5 |
4 |
12 |
5 |
4 |
12 |
5 |
4 |
12 |
5 |
6 |
14 |
1 |
6 |
14 |
1 |
6 |
14 |
1 |
6 |
14 |
1 |
6 |
14 |
1 |
3 |
7 |
11 |
3 |
7 |
11 |
3 |
7 |
11 |
3 |
7 |
11 |
3 |
7 |
11 |
13 |
0 |
8 |
13 |
0 |
8 |
13 |
0 |
8 |
13 |
0 |
8 |
13 |
0 |
8 |
9 |
2 |
10 |
9 |
2 |
10 |
9 |
2 |
10 |
9 |
2 |
10 |
9 |
2 |
10 |
4 |
12 |
5 |
4 |
12 |
5 |
4 |
12 |
5 |
4 |
12 |
5 |
4 |
12 |
5 |
6 |
14 |
1 |
6 |
14 |
1 |
6 |
14 |
1 |
6 |
14 |
1 |
6 |
14 |
1 |
3 |
7 |
11 |
3 |
7 |
11 |
3 |
7 |
11 |
3 |
7 |
11 |
3 |
7 |
11 |
13 |
0 |
8 |
13 |
0 |
8 |
13 |
0 |
8 |
13 |
0 |
8 |
13 |
0 |
8 |
9 |
2 |
10 |
9 |
2 |
10 |
9 |
2 |
10 |
9 |
2 |
10 |
9 |
2 |
10 |
Рис. 6а
Латинский квадрат получился обобщённым. Он по-прежнему является нетрадиционным идеальным магическим квадратом с магической константой 105.
Предлагаю читателям составить второй латинский квадрат и посмотреть, как он получается из первого латинского квадрата.
Ещё один оригинальный идеальный квадрат получаю, применив к идеальному квадрату № 5 (рис. 1) преобразование нестандартной одновременной перестановки строк и столбцов с шагом 7. В полученном идеальном квадрате (рис. 7) такая же форма начальной цепочки, как и в исходном квадрате, но она смещена вправо.
Новый идеальный квадрат № 10
192 |
200 |
16 |
32 |
55 |
83 |
6 |
104 |
165 |
116 |
64 |
133 |
219 |
142 |
168 |
130 |
218 |
141 |
179 |
195 |
206 |
19 |
43 |
54 |
82 |
3 |
102 |
155 |
106 |
62 |
105 |
161 |
109 |
73 |
129 |
217 |
138 |
177 |
185 |
196 |
17 |
40 |
53 |
81 |
14 |
39 |
52 |
78 |
12 |
95 |
151 |
107 |
70 |
128 |
216 |
149 |
180 |
191 |
199 |
28 |
170 |
181 |
197 |
25 |
38 |
51 |
89 |
15 |
101 |
154 |
118 |
69 |
127 |
213 |
147 |
68 |
126 |
224 |
150 |
176 |
184 |
208 |
24 |
37 |
48 |
87 |
5 |
91 |
152 |
115 |
11 |
94 |
163 |
114 |
67 |
123 |
222 |
140 |
166 |
182 |
205 |
23 |
36 |
59 |
90 |
22 |
33 |
57 |
80 |
1 |
92 |
160 |
113 |
66 |
134 |
225 |
146 |
169 |
193 |
204 |
136 |
167 |
190 |
203 |
21 |
44 |
60 |
86 |
4 |
103 |
159 |
112 |
63 |
132 |
215 |
111 |
74 |
135 |
221 |
139 |
178 |
189 |
202 |
18 |
42 |
50 |
76 |
2 |
100 |
158 |
79 |
13 |
99 |
157 |
108 |
72 |
125 |
211 |
137 |
175 |
188 |
201 |
29 |
45 |
56 |
198 |
27 |
35 |
46 |
77 |
10 |
98 |
156 |
119 |
75 |
131 |
214 |
148 |
174 |
187 |
212 |
145 |
173 |
186 |
209 |
30 |
41 |
49 |
88 |
9 |
97 |
153 |
117 |
65 |
121 |
164 |
120 |
71 |
124 |
223 |
144 |
172 |
183 |
207 |
20 |
31 |
47 |
85 |
8 |
96 |
58 |
84 |
7 |
93 |
162 |
110 |
61 |
122 |
220 |
143 |
171 |
194 |
210 |
26 |
34 |
Рис. 7
А теперь применю к этому квадрату такие же два преобразования, как применила к идеальному квадрату № 5: параллельный перенос на торе и “строки-диагонали”. Не буду показывать пандиагональный квадрат, получившийся в результате параллельного переноса на торе. На рис. 8 показан окончательный результат, это ещё один идеальный квадрат с линейной начальной цепочкой.
Новый идеальный квадрат № 11
22 |
220 |
94 |
20 |
224 |
97 |
25 |
214 |
95 |
29 |
217 |
100 |
19 |
215 |
104 |
165 |
33 |
143 |
163 |
31 |
150 |
153 |
38 |
148 |
151 |
45 |
138 |
158 |
43 |
136 |
167 |
116 |
57 |
171 |
114 |
47 |
176 |
117 |
51 |
174 |
107 |
56 |
177 |
111 |
54 |
82 |
190 |
64 |
80 |
194 |
67 |
85 |
184 |
65 |
89 |
187 |
70 |
79 |
185 |
74 |
135 |
3 |
203 |
133 |
1 |
210 |
123 |
8 |
208 |
121 |
15 |
198 |
128 |
13 |
196 |
17 |
221 |
102 |
21 |
219 |
92 |
26 |
222 |
96 |
24 |
212 |
101 |
27 |
216 |
99 |
157 |
40 |
139 |
155 |
44 |
142 |
160 |
34 |
140 |
164 |
37 |
145 |
154 |
35 |
149 |
180 |
108 |
53 |
178 |
106 |
60 |
168 |
113 |
58 |
166 |
120 |
48 |
173 |
118 |
46 |
77 |
191 |
72 |
81 |
189 |
62 |
86 |
192 |
66 |
84 |
182 |
71 |
87 |
186 |
69 |
127 |
10 |
199 |
125 |
14 |
202 |
130 |
4 |
200 |
134 |
7 |
205 |
124 |
5 |
209 |
30 |
213 |
98 |
28 |
211 |
105 |
18 |
218 |
103 |
16 |
225 |
93 |
23 |
223 |
91 |
152 |
41 |
147 |
156 |
39 |
137 |
161 |
42 |
141 |
159 |
32 |
146 |
162 |
36 |
144 |
172 |
115 |
49 |
170 |
119 |
52 |
175 |
109 |
50 |
179 |
112 |
55 |
169 |
110 |
59 |
90 |
183 |
68 |
88 |
181 |
75 |
78 |
188 |
73 |
76 |
195 |
63 |
83 |
193 |
61 |
122 |
11 |
207 |
126 |
9 |
197 |
131 |
12 |
201 |
129 |
2 |
206 |
132 |
6 |
204 |
Рис. 8
Даже не предполагала, что существуют идеальные квадраты 15-ого порядка с линейной начальной цепочкой!
Предлагаю читателям разложить данный идеальный квадрат на два латинских квадрата и посмотреть, по какой схеме эти квадраты составляются.
Однако пора вернуться к двум оставшимся видам идеальных квадратов, которые прогнозируются с точки зрения метода качелей. Это идеальные квадраты с такими шагами качания качелей: 4+9 и 5+8. Выше, как помнят читатели, была получена группа идеальных квадратов с шагами качания качелей 3+10. При этом я составила первый латинский квадрат, ничего не зная о создаваемом идеальном квадрате, кроме шагов качания качелей. Но именно шаги качания качелей и позволили составить первый латинский квадрат. Ну, а второй латинский квадрат составила наугад. Теперь проделаю точно такой же путь для шагов качания 4+9. Интересно, удастся ли получить идеальные квадраты с такими шагами качания качелей.
***
ПЯТАЯ СХЕМА
Итак, составляю первый латинский квадрат для построения идеальных квадратов 15-ого порядка, в которых работают качели с шагами качания 4+9. Этот латинский квадрат в символьном виде изображён на рис. 9.
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
A |
B |
C |
D |
E |
A |
B |
C |
D |
E |
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
A |
B |
C |
D |
E |
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
A |
B |
C |
D |
E |
A |
B |
C |
D |
E |
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
A |
B |
C |
D |
E |
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
A |
B |
C |
D |
E |
A |
B |
C |
D |
E |
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
A |
B |
C |
D |
E |
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
A |
B |
C |
D |
E |
A |
B |
C |
D |
E |
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
A |
B |
C |
D |
E |
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
A |
B |
C |
D |
E |
A |
B |
C |
D |
E |
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
E’ |
D’ |
C’ |
B’ |
A’ |
A |
B |
C |
D |
E |
0 |
F |
7 |
F’ |
14 |
Рис. 9
Латинский квадрат получился обобщённым. В квадрате закрашены ячейки, соответствующие циклам качания качелей с номерами 0, 7 и 14.
Составить латинский квадрат по схеме на рис. 9 надо так, чтобы он был нетрадиционным идеальным магическим квадратом с магической константой 105. По программе с этой задачей справиться очень просто. А вот как составить второй латинский квадрат, который будет ортогонален к первому и тоже должен быть нетрадиционным идеальным магическим квадратом с магической константой 105? Этого я не знаю и опять буду действовать наугад. Сначала попробую получить второй латинский квадрат из первого латинского квадрата путём отражения относительно горизонтальной оси симметрии. Затем путём поворота на 90 градусов против часовой стрелки.
Но сначала надо составить первый латинский квадрат. И вот тут произошло интересное событие: программа не нашла ни одного латинского квадрата по схеме с рис. 9, чтобы он был нетрадиционным идеальным магическим квадратом с магической константой 105! Получается, что эта схема оказалась негодной для построения идеального квадрата. Следовательно, идеальных квадратов 15-ого порядка с шагами качания качелей 4+9 не существует. Если, конечно, я нигде не ошиблась (это нельзя исключать – все могут ошибаться).
ШЕСТАЯ СХЕМА
Наконец, попытаюсь составить последнюю схему, для идеальных квадратов с такими шагами качания качелей: 5+8. На рис. 10 вы видите первый латинский квадрат в символьном виде для этой схемы.
0 |
B’ |
A’ |
A |
B |
14 |
C |
D |
E |
F |
7 |
F’ |
E’ |
D’ |
C’ |
F |
7 |
F’ |
E’ |
D’ |
C’ |
0 |
B’ |
A’ |
A |
B |
14 |
C |
D |
E |
A |
B |
14 |
C |
D |
E |
F |
7 |
F’ |
E’ |
D’ |
C’ |
0 |
B’ |
A’ |
E’ |
D’ |
C’ |
0 |
B’ |
A’ |
A |
B |
14 |
C |
D |
E |
F |
7 |
F’ |
C |
D |
E |
F |
7 |
F’ |
E’ |
D’ |
C’ |
0 |
B’ |
A’ |
A |
B |
14 |
0 |
B’ |
A’ |
A |
B |
14 |
C |
D |
E |
F |
7 |
F’ |
E’ |
D’ |
C’ |
F |
7 |
F’ |
E’ |
D’ |
C’ |
0 |
B’ |
A’ |
A |
B |
14 |
C |
D |
E |
A |
B |
14 |
C |
D |
E |
F |
7 |
F’ |
E’ |
D’ |
C’ |
0 |
B’ |
A’ |
E’ |
D’ |
C’ |
0 |
B’ |
A’ |
A |
B |
14 |
C |
D |
E |
F |
7 |
F’ |
C |
D |
E |
F |
7 |
F’ |
E’ |
D’ |
C’ |
0 |
B’ |
A’ |
A |
B |
14 |
0 |
B’ |
A’ |
A |
B |
14 |
C |
D |
E |
F |
7 |
F’ |
E’ |
D’ |
C’ |
F |
7 |
F’ |
E’ |
D’ |
C’ |
0 |
B’ |
A’ |
A |
B |
14 |
C |
D |
E |
A |
B |
14 |
C |
D |
E |
F |
7 |
F’ |
E’ |
D’ |
C’ |
0 |
B’ |
A’ |
E’ |
D’ |
C’ |
0 |
B’ |
A’ |
A |
B |
14 |
C |
D |
E |
F |
7 |
F’ |
C |
D |
E |
F |
7 |
F’ |
E’ |
D’ |
C’ |
0 |
B’ |
A’ |
A |
B |
14 |
Рис. 10
Увы! По этой схеме программа тоже не составила ни одного латинского квадрата. Покажу на рис. 11 для примера один из латинских квадратов, составленных по схеме символьного квадрата с рис. 10. В этом квадрате всё хорошо, кроме одного: нет магической суммы всего в шести разломанных диагоналях из 28.
0 |
8 |
11 |
3 |
6 |
14 |
9 |
2 |
1 |
10 |
7 |
4 |
13 |
12 |
5 |
10 |
7 |
4 |
13 |
12 |
5 |
0 |
8 |
11 |
3 |
6 |
14 |
9 |
2 |
1 |
3 |
6 |
14 |
9 |
2 |
1 |
10 |
7 |
4 |
13 |
12 |
5 |
0 |
8 |
11 |
13 |
12 |
5 |
0 |
8 |
11 |
3 |
6 |
14 |
9 |
2 |
1 |
10 |
7 |
4 |
9 |
2 |
1 |
10 |
7 |
4 |
13 |
12 |
5 |
0 |
8 |
11 |
3 |
6 |
14 |
0 |
8 |
11 |
3 |
6 |
14 |
9 |
2 |
1 |
10 |
7 |
4 |
13 |
12 |
5 |
10 |
7 |
4 |
13 |
12 |
5 |
0 |
8 |
11 |
3 |
6 |
14 |
9 |
2 |
1 |
3 |
6 |
14 |
9 |
2 |
1 |
10 |
7 |
4 |
13 |
12 |
5 |
0 |
8 |
11 |
13 |
12 |
5 |
0 |
8 |
11 |
3 |
6 |
14 |
9 |
2 |
1 |
10 |
7 |
4 |
9 |
2 |
1 |
10 |
7 |
4 |
13 |
12 |
5 |
0 |
8 |
11 |
3 |
6 |
14 |
0 |
8 |
11 |
3 |
6 |
14 |
9 |
2 |
1 |
10 |
7 |
4 |
13 |
12 |
5 |
10 |
7 |
4 |
13 |
12 |
5 |
0 |
8 |
11 |
3 |
6 |
14 |
9 |
2 |
1 |
3 |
6 |
14 |
9 |
2 |
1 |
10 |
7 |
4 |
13 |
12 |
5 |
0 |
8 |
11 |
13 |
12 |
5 |
0 |
8 |
11 |
3 |
6 |
14 |
9 |
2 |
1 |
10 |
7 |
4 |
9 |
2 |
1 |
10 |
7 |
4 |
13 |
12 |
5 |
0 |
8 |
11 |
3 |
6 |
14 |
Рис. 11
На этом я завершаю исследование метода построения идеальных квадратов 15-ого порядка с помощью двух ортогональных латинских квадратов.
В заключение надо заметить, что рассмотренные схемы составления латинских квадратов, годных для построения идеальных квадратов 15-ого порядка, наверняка не исчерпывают всех схем. Почти уверена в том, что есть другие схемы, которые дают новые группы оригинальных идеальных квадратов 15-ого порядка. Здесь были рассмотрены только схемы, прогнозируемые методом качелей. Попутно с помощью преобразований была получена группа оригинальных квадратов с линейной начальной цепочкой. Эта группа не прогнозировалась методом качелей. Если кто-то из читателей заинтересуется данной темой и найдёт новые схемы построения идеальных квадратов 15-ого порядка, прошу написать мне об этом.
Наталия Макарова
***
Читайте мою виртуальную книгу “Волшебный мир магических квадратов”:
http://www.klassikpoez.narod.ru/glavnaja.htm
19 – 22 августа 2008 г.
г. Саратов